Городское отопление по-новому. Всем труба или труба для всех?

  1. Отопление по-европейски
  2. монопольный упадок
  3. Общая труба вместо монопольной
  4. тарифный аспект
  5. Потенциальная роль биоэнергетики
  6. альтернативное будущее

Монополизирован сектор централизованного теплоснабжения в Украине заходит в тупик. Он накапливает многомиллиардные долги и не способен предоставить качественную услугу.

Один из ответов на эти вызовы - сделать сектор теплоснабжения конкурентным. Успешные практики таких изменений у ближайших соседей Украины.

Отопление по-европейски

Во многих странах Евросоюза не жалуются на "естественность" монополистов и не рассказывают, что муниципальные ТКЭ некому заменить.

Вместо этого - там дают возможность поставлять тепло различным компаниям. При этом конкуренты используют одну и ту же сеть.

Функции по производству и поставке тепла там принудительно разделены - unbundling, а потребитель четко видит транспортную и производственную составляющие в тарифе за тепло.

Благодаря такому подходу и конкурентной среде в развитие инфраструктуры и коммунальных сервисов инвестируются миллиарды евро - как муниципалитетами, так и частными инвесторами, которые имеют равный доступ к сетям.

Одним из самых ярких пример Литвы, которой за десять лет удалось избавиться от зависимости от "Газпрома" и перейти к использованию альтернативных источников энергии, в первую очередь - биомассы. Доля газа там составляет лишь 36%.

К 2020 году в Литве планируется покрывать 80% потребностей в тепловой энергии возобновляемыми источниками, а доля газа должна уменьшиться до 19%.

При этом поставщики тепла, обладающих газовыми и биомассового котельными, пользуются одними сетями. Это стало возможным благодаря привлечению частных инвесторов в сектор центрального теплоснабжения и последовательной государственной политике, которая стимулирует перестройку коммунального сектора.

Другим примером является Дания. Там тарифы отражают не тип топлива, а расходы. Многие компании используют несколько видов топлива или технологий, поэтому такого понятия как тариф на тепловую энергию по конкретному виду топлива там не существует.

Эволюция городского энергоснабжения

Эволюция городского энергоснабжения

Источник: Euroheat

В Копенгагене 98% зданий подключены к сети центрального теплоснабжения, которая питается целым спектром генерации. Это заводы по переработке мусора, ТЭЦ, сбросной тепло предприятий, утилизация тепла бытовых стоков, биогазовые установки.

При этом сеть активно расширяется и уже включает все пригороды. Копенгаген приближается к высокоэффективной системы отопления, когда потребность в использовании ископаемого топлива для отопления отпадает.

Согласно директиве 2012/27 / ЕС "Об энергоэффективности" система центрального теплоснабжения считается эффективной, если она использует минимум 50% возобновляемой энергии или 50% сбросного тепла предприятий и бытовых стоков, или 75% тепла от когенерации, или 50% комбинации перечисленных источников.

В Дании, на материковой части, в январе 2017 введено в эксплуатацию систему тепловых коллекторов мощностью 110 МВт, которая обеспечивает теплом 20% города Силькеборг. Коллекторское поле площадью 150 тыс кв м поставляет 90 тыс жителей энергию из неиссякаемого возобновляемого источника - непосредственно от Солнца.

Коллекторское поле площадью 150 тыс кв м поставляет 90 тыс жителей энергию из неиссякаемого возобновляемого источника - непосредственно от Солнца

Гелиоколекторне поле в Силкеборзи. Фото Arcon-Sunmark

монопольный упадок

Между в Украине в области теплоснабжения безраздельно господствуют монополии, которые считаются "естественными". Ситуация в столице наиболее показательная . Тепловыми сетями здесь управляет ОАО "Киевэнерго", которому также принадлежат основные теплогенерирующие мощности: ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и многочисленные котельные.

Доминирующий пакет акций "Киевэнерго" принадлежит компании ДТЭК Рината Ахметова. Хотя тепловые сети находятся в коммунальной собственности, контролируют поставки тепла в городе менеджеры Ахметова.

"Киевэнерго" - полный монополист. Ему принадлежит эксклюзивное право аренды городских сетей и монополия на продажу коммунальных услуг потребителям.

Это позволяет компании беспрепятственно использовать городскую инфраструктуру в частных интересов, инвестируя значительные средства в ее модернизацию, а потом просто уйти, оставив изношенные сети и старые котельные общине.

Хотя Киев не собирается покидать сети в пользовании ДТЭК, этот пример показывает, почему не стоит придавать сети и генерирующие мощности в одни руки.

Хотя Киев не собирается покидать сети в пользовании ДТЭК, этот пример показывает, почему не стоит придавать сети и генерирующие мощности в одни руки

Киев, что греется газом. На заднем плане - ТЭЦ-5. Фото Alex Cheban

В других крупных городах услуги по отоплению предоставляют коммунальные предприятия, которые в основном находятся в управлении местных органов власти.

Ситуация, когда одна структура управляет одновременно и сетями, и генерирующими мощностями, довольно типична для украинских городов. По сравнению с инфраструктурой Киева физическое состояние сетей в регионах еще хуже.

В общем системы теплокоммунэнерго в Украине устаревшие и изношенные. Повсеместными является перерасхода топлива на старых котельных и огромные потери в тепловых сетях. Это приводит к росту тарифов, основной составляющей которых является стоимость газа.

Потребители негодуют из-за неудовлетворительного качества услуг высокие тарифы, некоторые отказываются платить, теплокоммунэнерго накапливают долги за газ.

Прохождение отопительного сезона превращается в вызов и требует чрезвычайных усилий со стороны местных властей и вмешательства центральных органов. При этом ТКЭ и муниципалитеты не имеют стратегий для выхода из этой ситуации. Это может привести к развалу систем центрального отопления, и такой прецедент уже есть.

В Ужгороде тепловые сети теряли около 50% тепла в процессе ее доставки потребителям. Это стало диагнозом болезни, которая стала летальной. В начале 2000-х годов за высоких тарифов и неудовлетворительное качество отопления потребители начали отказываться от услуг ТКЭ и переходить и индивидуальное отопление.

С 2012 года центральное отопление в Ужгороде прекратило свое существование. Городское теплокоммунэнерго, пораженное хроническими долгами за газ, не способные поддерживать свое существование. Вместо модернизации, диверсификации и технического перевооружения городская инфраструктура отопления просто развалилась.

Через существенные законодательные ограничения частные инвесторы не смогли зайти в освободившуюся нишу, а жители многоэтажных домов остались наедине с техническими и финансовыми вызовами индивидуального отопления. В итоге большинство домов города отапливается индивидуальными котлами.

Пока европейские города повышают уровень комфорта для своих жителей, уменьшают выбросы парниковых газов, тщательно планируют развитие инфраструктуры и внедряют энергоэффективные мероприятия, украинцы за тупиковую ситуацию в ТКЭ переживают энергетическую бедность и деградации городской инфраструктуры.

Заброшенная котельная в Ужгороде

Фото Павла Микуляка

Общая труба вместо монопольной

Ключевой проблемой является то, что вертикальная интеграция ТКЭ - производство, транспортировку и поставку - позволяет списывать потери в теплосетях из-за перекрестного субсидирования между поставками и производством тепла, когда монополист закладывает все в один непрозрачный тариф.

В итоге за потери в сетях и неэффективность системы платят потребители или не платят и создают долговую яму для теплокоммунэнерго, которое накапливает долги за газ. Поведение потребителей и ТКЭ в этой модели способствует не модернизации систем теплоснабжения, а скорее их упадка и разрушения.

Эксперты международного проекта "Муниципальная энергетическая реформа в Украине", который осуществляется при поддержке USAID, в 2016 году разработали концепцию конкурентного рынка тепловой энергии, опирается на успешный опыт Литвы.

Согласно этой концепции первым шагом должно стать разграничение поставки и производства тепла на уровне финансовой отчетности: тарифы на производство, транспортировку и поставку тепла должны рассчитываться отдельно.

Анбандлинг, который в финансовом уровне действует в большинстве стран ЕС, делает невозможным перекрестное субсидирование сетей из-за переноса расходов в генерацию тепла. Тогда будут видны реальные расходы на содержание сетей и можно будет оценить объемы финансирования, необходимые для их модернизации, реконструкции или замены.

Более того, публичность формирования тарифов согласно бухгалтерским учетом позволит обеспечить условия для конкуренции на рынке, надлежащего содержания основных фондов, их обслуживание, защищая производителей и потребителей.

Ведение раздельного учета и установления отдельных тарифов по каждому виду лицензируемой деятельности является важной предпосылкой для возникновения рынка тепловой энергии и привлечения частных инвестиций в теплоэнергетическую инфраструктуру.

Ведение раздельного учета и установления отдельных тарифов по каждому виду лицензируемой деятельности является важной предпосылкой для возникновения рынка тепловой энергии и привлечения частных инвестиций в теплоэнергетическую инфраструктуру

Источник: проект "Муниципальная энергетическая реформа"

В отличие от сетей теплоснабжения, управляемых единым оператором и который закономерно является монополистом в области транспортировки и снабжения, производить тепло могут многие предприятия в конкурентной среде, если им будут обеспечены равные условия участия и право на подключение к сетям.

Для больших систем теплоснабжения наиболее эффективна конкурентная модель с большим количеством поставщиков тепловой энергии на общем рынке.

Тепловые сети должны оставаться в коммунальной собственности, иметь независимого оператора, не связанного ни с одним из частных производителей тепла. Власть должна защищать рынок от восторга и превращения в частную монополию.

С другой стороны, после финансового анбандлингу отделения генерирующих мощностей с вертикально-интегрированных ТКЭ и их приватизация целесообразна.

По мнению экспертов проекта "Муниципальная энергетическая реформа в Украине", без ликвидации вертикально-интегрированных монополий и создание стимулов для частного участия на рынке тепловой энергии невозможно остановить рост тарифов и повысить качество услуг, не говоря о развитии сетей, внедрение новых технологий и переход к использованию возобновляемых источников энергии.

Чтобы сдвинуть тупиковую ситуацию в секторе теплоснабжения, остановить упадок и начать стимулировать развитие ТКЭ, необходимо внести изменения в закон "О теплоснабжении" и другие профильные законы, разработать пакет подзаконных актов. Эти законопроекты сейчас находятся в стадии разработки и экспертного обсуждения.

тарифный аспект

В отличие от Литвы, где действует модель рынка тепловой энергии с единственным покупателем и регулярными аукционами, в Украине тарифы на тепловую энергию жестко фиксированные и установлена ​​предельная норма доходности, составляет 6%.

Между коммерческие банки готовы финансировать коммерческие проекты только до пяти лет при наличии не менее 30% собственных средств под 8,5% годовых в валюте или 22% годовых в гривне. В результате производитель тепла официально зарабатывает меньше, чем кредитные ставки банков, и не может привлечь кредиты для модернизации.

Более того, действующий принцип образования тарифов "себестоимость плюс 6%" мотивирует производителей тепловой энергии всеми возможными способами завышать свою себестоимость, поскольку прибыль является пропорциональным себестоимости. Чем больше номинальная себестоимость - тем больше реальный доход.

Более того, при такой модели производители не заинтересованы в уменьшении потребления тепла своими клиентами в результате внедрения энергоэффективных мероприятий, потому что доход производителей также зависит от валовых объемов теплоснабжения.

Вместо этого предлагается перейти на стимулирующее образования тарифов и внедрить конкуренцию между производителями тепла на рынке с единственным покупателем . Тогда производители с наименьшей себестоимостью производства тепла будут иметь наибольшую долю рынка, а потребитель - приемлемые цены, которые не будут включать искусственно раздутую себестоимость.

Такие дополнительные системные услуги как резервирование мощностей и покрытия пиковых нагрузок могут стать дополнительными источниками дохода для производителей.

Потенциальная роль биоэнергетики

Для Украины, с ее большим аграрным потенциалом и значительными объемами растительных отходов, технологии использования биомассы в теплоснабжении предлагают доступный выход из энергетической зависимости. по данным Госэнергоэффективности использования имеющегося потенциала позволит заместить 20 млрд куб м газа в год. Это почти вдвое больше, чем страна импортирует, - 11800000000 куб м по 2016 год.

Опыт Литвы, где доля биотоплива в теплоснабжении превышает 60%, доказывает: это возможно при наличии политической воли.

Динамика цен на газ и биотопливо для производителей тепловой энергии в Литве, евро за тыс куб м газа, евро за тонну биотоплива

Динамика цен на газ и биотопливо для производителей тепловой энергии в Литве, евро за тыс куб м газа, евро за тонну биотоплива

Источник: Литовская ассоциация биотопливной энергетики

Средняя стоимость биомассы в Литве почти в три раза ниже цены на газ, делает генерирующие мощности на биомассе конкурентными в условиях рынка с единственным покупателем. Они уже вытеснили газ в большинстве городов Литвы и полностью покрывают базовое тепловая нагрузка, а газовые котельные используются преимущественно для покрытия пиковых нагрузок и как резервные мощности.

Типичная мощность котельных на биомассе составляет 10 МВт, что позволяет удовлетворять потребности небольших городов или отдельных микрорайонов.

При комбинированном производстве тепла и электроэнергии мощность несколько выше, но редко превышает 50 МВт. Это нормативная грань, после которой предприятие должно соответствовать требованиям к большим установок (директивы 2001/80 / ЕС и 2010/75 / ЕС).

Небольшая мощность таких объектов позволяет эффективно организовывать логистику поставки топлива из локальных источников, стимулирует местную экономику и обеспечивает занятость в сельских общинах.

В Украине также есть успешные примеры строительства современных биотопливных котельных, использующих локальную сырье и соответствуют экологическим стандартам ЕС по выбросам загрязняющих веществ, но это соответствие еще не обязательно.

В Литве, в отличие от Украины, внедрены все нормы ЕС по охране окружающей среды. Там уже действует новая директива 2015/2193 / ЕС "О средних сжигания установки", которая устанавливает предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ для средних предприятий теплоэнергетики, включая те, что работают на биомассе.

Учитывая экологические риски, связанные с работой сжигающих установок на биомассе, вопросы прохождения оценки воздействия на окружающую среду для таких объектов и соответствующие нормы для защиты атмосферного воздуха следует урегулировать заранее, чтобы предотвратить негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

При выполнении этих условий биомасса может стать более дружественным к окружающей среде источником энергии, чем уголь и газ, сжигание которых приводит к более интенсивное и бесповоротное загрязнения атмосферы парниковыми газами.

В отличие от ископаемого углерода, который высвобождается из исчерпывающих геологических залежей, биомасса является возобновляемым источником энергии и соблюдения условий устойчивости ее происхождения позволяет производить энергию без значительного ущерба для окружающей среды.

альтернативное будущее

Пример европейских городов показывает, что коммунальном упадка и хаотичном перехода на индивидуальное отопление есть альтернатива: развитие систем центрального отопления с участием частного капитала или кооперативов, повышения их эффективности и переход на возобновляемые источники энергии.

Куда ведет Украину нынешний сценарий, уже известно к энергетической бедности, дальнейшей зависимости и экономического упадка.

Воплотится эта альтернатива в жизни, зависит от способности общин мобилизоваться для достижения общей цели: слома газовой иглы, достижения энергетической независимости, обеспечение себя качественными и надежными коммунальными услугами. Доступные ресурсы и технологии для этого существуют.

Вопрос в том, смогут ли украинцы сотрудничать со своими соседями и заставить власть проявлять политическую волю для осуществления необходимых изменений.